Консультации воспитателей второй младшей группы №4

Консультации воспитателя Т.А. Терещенко (вторая младшая группа № 4)

01.09.15.    Правила дорожного движения для детей

и их родителей

 

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
Неумение наблюдать.
Невнимательность.
Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Рекомендации по обучению детей ПДД.  


При выходе из дома.
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.


При движении по тротуару.
Придерживайтесь правой стороны.
Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.


Готовясь перейти дорогу
Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
Не стойте с ребенком на краю тротуара.
Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.


При переходе проезжей части
Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.


При посадке и высадке из транспорта
Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта
Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.



Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах
Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.


Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

 

 

 

 

 

01.10.15. Особенности юного возраста

Психология ребенка очень сложная, и восприятие мира у него происходит иначе, чем у взрослых. На то, что у взрослого может вызвать чувство опасности, ребенок не обратит внимания или сделает это по-своему. Тем более что дети не всегда могут объективно оценить степень опасности. Например, даже не каждый старшеклассник может реально определить расстояние до приближающегося автомобиля и скорость его движения. При этом детская уверенность в своей правоте может толкнуть его на дорогу в самый неподходящий момент. Боязливо стоящий перед переходом малыш может шагнуть на проезжую часть прямо перед движущимся автомобилем.

Что касается игр возле дорог, то те родители, которые позволяют это ребенку, можно сказать, совершают в отношении своего чада преступление. Ведь психология малыша такова, что, будучи увлеченным игрой, он перестает воспринимать окружающую действительность. И, заигравшись, может выскочить на проезжую часть. Не говоря уже о стандартном примере с укатившимся мячиком. Некоторым детям свойственно задумываться. В таком состоянии они могут запросто шагнуть на дорогу. Поэтому решение подобной детской проблемы лежит полностью на взрослых.

 

ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Есть один немаловажный момент. Это обучение ребенка родителями и учителями безопасному поведению. Главное – делать это правильно. Чтобы он не занимался механической зубрежкой правил, а осознавал степень опасности и понимал, в каком случае и откуда она может исходить. Культура поведения на дороге должна прививаться с детства, и это задача в первую очередь родителей.

Например, переходя дорогу по регулируемому переходу, следует не только смотреть по сторонам, но обязательно дождаться, когда на всех полосах автомобили остановятся. Такие ситуации надо разъяснять и демонстрировать на собственном примере, а не только повторять, что «зеленый – иди, красный – стой». В одной из школ ученикам младших классов дали задание выучить, какие существуют виды светофороф. Зачем это знать малышам? При таком формальном подходе вряд ли можно достучаться до сознания ребенка. Детям надо знать, как правильно переходить дорогу, помочь им в этом разобраться, не вдаваясь в технологические подробности. Ведь никакая положительная динамика по детскому дорожному травматизму не сможет уменьшить боль от трагедии. Единственный выход – это ее не допустить.

 

 

01.11.15. Автосканер

Сейчас дети возвращаются с летнего отдыха домой. За время каникул они отвыкли от дорожной суеты. Поэтому с 23 августа по 8 сентября Госавтоинспекция проводит специальные комплексные мероприятия «Внимание – дети!».

В нынешнем году в столице пока удавалось избегать гибели детей на дорогах. Количество раненых уменьшилось на 3 процента. По вине детей произошло около трети ДТП. Остальные на совести взрослых. Если сравнить данные 1975 года, то наоборот, дети были виноваты в большей части аварий. Это говорит о том, что ребята постепенно учатся правилам безопасного поведения на дорогах, чего, к сожалению, не скажешь о некоторых взрослых. Это и водители, которые сбивают малышей прямо на пешеходных переходах, и родители, нарушающие правила перевозки своих малышей (не пристегивают их в машине ремнями безопасности, не используют специальные кресла для перевозки).

Одна из основных проблем, связанных с детским дорожным травматизмом, - это несоблюдение водителями правил проезда пешеходных переходов, - считает начальник УГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Корзюк. – В любом случае перед зеброй надо снизить скорость независимо от того, есть там пешеходы или нет. То же самое надо сделать, если ребенок приближается к краю дороги, даже если нет реальной опасности. Естественно, надо быть начеку и вне пешеходных переходов, чтобы вовремя успеть затормозить, если ребенок неожиданно выбежит на проезжую часть. Водитель должен уметь предвидеть ситуацию и буквально сканировать не только дорогу перед собой, но и обочину с тротуаром. Бокового зрения для этого достаточно. Тем более что в некоторых случаях провести простую логическую цепочку совсем не сложно. Скажем, если на дорогу выкатился мячик, то нетрудно догадаться, что за ним может выбежать юный футболист.

 

ТИХИЙ ДВОРИК

Часто трагедии происходят во дворах. Здесь надо быть особенно внимательными и осторожными. Нередко безответственные родители оставляют дошкольника одного. Ребенок чувствует себя в безопасности и запросто может во время игры неожиданно выбежать на дорогу. Хотя во дворах ездят с невысокой скоростью, но из-за габаритов автомобиля шофер просто может не увидеть малыша. Особенно это актуально при движении задним ходом. Тут лучше лишний раз выйти из машины и осмотреться, а не ориентироваться только на зеркала заднего вида.

Актуален вопрос и обустройства дорог. Это установка светофоров и «спящих полицейских» на особо напряженных участках. Начиная с лета прошлого года на дорогах, проходящих рядом со школой, стали наносить специальную желтую разметку в виде надписи «ШКОЛА», чтобы привлечь внимание водителей. Таким образом, планируется обозначить все дороги в районе школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01.12.2015 КАК СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?

 

                    

Активно слушать — возвращать в беседе то, что вам поведали, обозначив его чувство.

Каковы же важные особенности и правила беседы по способу активного слушания? .

      Во-первых, если хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом.

      Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

      Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

      Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись к нему спиной, смотря телевизор, читая газету, лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

      Будьте очень внимательны к сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

      Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы.

      Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

      СЫН (мрачно): Не буду больше водиться с Петей. РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

      Возможные неправильные реплики: А что случилось? Ты что, на него обиделся? Первая фраза родителя более удачна, потому что она показывает, что родитель настроился на эмоциональную волну сына, что он слышит и понимает его огорчение.

      Очень важно держать паузу. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы — рядом. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями.

      Помолчать хорошо и после ответа ребенка — вдруг он что-то добавит.

      Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать — в нем происходит сейчас очень важная и нужная работа.

      В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Иногда возникает опасение, что ребенок воспримет повторение как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к поправке и покажите, что вы ее приняли.

Беседа по способу активного слушания непривычна для нашей культуры, овладеть ею непросто. Однако способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты. Перечислим признаки того, что вам удается правильно слушать ребёнка:

v  Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка. Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

v  Ребенок, убедившись, что взрослый готов слушать, начинает рассказывать больше: тема повествования меняется, развивается. Некоторые родители рассказывают, что активное слушание помогло впервые установить контакт со своими детьми.

v  Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Навыки общения вначале трудны и необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения. И через некоторое время вы с удивлением заметите, что ваш ребенок довольно быстро начнет активно слушать вас!

 

 

 

 

 

01.01.2016 КАК СФОРМИРОВАТЬ У РЕБЕНКА АДЕКВАТНУЮ САМООЦЕНКУ

  

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и наосновании этого формируем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается - нашасамооценка. Но часто родители забывают, что этот процесс начинается уже в самом раннем возрасте. Кому из нас не приходилось слышать подобные реплики: «Ну вот, ты смотри, как сделал Петя, а у тебя что получилось?!». Из оценки родителей складывается мнение ребенка о самом себе; именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть и т. д.

 

Самооценка может быть слишком высокой, может находиться на оптимальном уровне, а может быть неадекватно низкой. Важно, чтобы так оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.

 

Детям с адекватоой самооценкой характерны активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность. Они охотно участвуют з играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае своего выигрыша. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с завышенной самоценкой. Они не хотят участвовать играх, потому что саятся оказаться хуже других. При завышенной самооценке дети во всем стремятся оказаться лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я самый лучший.». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению ктем детям, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

 

Несколько советов родителям в формировании адекватной самооценки у детей:

ü  Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте пощрять его, когда он этого заслуживает; помните, что похвала так же, ввк и наказание; должна быть соизмерима с поступком.

ü  Поощряйте в ребенке инициативу.

ü  Не забывайте поощрять и других детей в присутствиисвоего ребенка подчеркните достоинства другого, объясните, что и ваш малыш может сделать так же.

ü  Не сравнивайте ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой, с тем, каким он был вчера, и тем, каким может быть завтра.

ü  Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам

 

 

 

01.02.2016 НЕ СПЕШИТЕ НАКАЗЫВАТЬ!

 

Обязательно объясняйте детям, за какой поступок они наказаны и почему. Ребенок доверяет вам и верит в вашу справедливость. Если у него остаются какие-либо сомнения относительно того, за что же его наказали, то это может подорвать ваш авторитет. Если по каждому поводу вы будете читать ребенку многочасовую лекцию, он сочтет вас занудой.

Пример родителей очень важен для ребенка. Если вы учите одному, а сами делаете противоположное, не стоит ждать выполнения требований.

Если вы наказали ребенка, не сдержавшись, не стесняйтесь попросить прощения! Это поднимет ваш авторитет. Это касается тех ситуаций, когда вы знаете, что были не правы. Не откладывая, объясните ребенку, что произошло.

Наказывать сгоряча, а затем бурно мириться свойственно вспыльчивым, истеричным людям. Примирение создает иллюзию взаимопонимания, но, к сожалению, расшатывает нервы родителям и детям. Ребенок быстро адаптируется и начинает использовать эту ситуацию для своей выгоды.

Наказание должно быть индивидуальным, то есть учитывать психологические особенности ребенка. То, что подходит для старшего, может оказаться для младшего непонятно и несправедливо.

И в заключение хотелось бы напомнить, что родители должны воспитывать детей самих себя:

Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у родителей.

Уметь объяснять ребенку, ПОЧЕМУ поведение неправильно, избегать занудства, излишнего морализаторства, быть предельно краткими.

Уметь отвлечь, предложить что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется.

Не торопиться с наказаниями.

Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится больше времени, таким образом вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание.

 

01.03.2016      Рекомендации по организации

игрового уголка

в условиях семьи:

 

  • для игрового уголка необходимо отвести определенное место, отвечаюшее эстетическим. и гигиеническим требованиям;

 

  • применяемое в игровом уголке оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено;

 

  • в игровом уголке не должно быть захламленности и избытка игровых материалов

 

 

  • игровая среда должна постоянно трансформироваться;

 

  • игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут навремя  убираться и при необходимости вновь вноситься в игровой уголок;

 

  • в игровом уголке желательно иметь игрушки и материалы для различныхвидовдеятельности:познавательно-практической,двигательной, продуктивной.

 

  • необходимо приучать ребенка убирать игрушки и материалы на место;

 

  • взрослые должны поддерживать игровую и другие виды деятельности детей и по возможности принимать в них участие.

 

 

 

01.10.2016. Важное!!! Речевая среда!

Создание речевой среды

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

постоянный разговор с ребенком;

единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;

определенные требования к речи окружающих взрослых;

постепенное усложнение речевого общения;

организация специальных речевых игр и упражнений. Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и педагоги. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка. Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой среды.

Постоянный разговор с ребенком

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.

При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Развитие речи малыша требует более внимательного отношения и специальной работы дома, не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует применить новый подход к воспитанию ребенка дома. Постепенно близкие, которые чаще всего проводят время с ребенком, научатся использовать любую ситуацию, чтобы поговорить с малышом.

Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

Умывание

– Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку

Все необходимые вещи разложены на стульчике.

– Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

На прогулке

– Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков.

Приготовление обеда

Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.

– Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так.

Построим дом

Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.

– Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда...

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых

Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (конечно, при условии их разумности), это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. В противном случае, когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка возникает хаос: все смешивается и уже не понятно, что же хорошо, а что плохо, и к чему все-таки следует стремиться.

Такая противоречивость часто имеет место, когда в воспитании ребенка участвуют люди разных поколений (родители и бабушки с дедушками), «мужской» и «женский» подходы также различаются между собой. Кроме этого, различия в подходе к воспитанию детей часто обусловлены уникальностью, индивидуальностью каждого человека (родителей ребенка и других родственников), на которые оказывают влияние особенности воспитания, уровень образования, социальная среда, а также темперамент, характер, внутренний мир человека.

В семьях, где растут дети с проблемами в речевом развитии, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания. Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи вновь тормозится.

Следует понимать, что желания ребенка бывает легче понять в быту, в ситуациях, которые повторяются почти в неизменном виде изо дня в день. Понять ребенка часто помогает и материнская интуиция, любовь близких. Но когда возникают новые, незнакомые ранее, ситуации, такое взаимопонимание часто становится затруднительным.

Необходимость общения возникает не только дома, но и во время похода в магазин, в гостях, в транспорте и других подобных ситуациях. Тем не менее ребенок ждет от взрослых такого же понимания, к которому он привык дома. Когда же этого не происходит, ребенок обычно сначала удивляется, затем огорчается. Поэтому такие ситуации могут повлечь взаимное раздражение и разочарование. По мере взросления ребенка все чаще возникает необходимость общаться не только с близкими, но и с незнакомыми взрослыми и детьми. Такие ситуации потребуют нового уровня развития речевого общения. А если до этого с ребенком «играли в поддавки», общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях станет для него весьма затруднительным, а в худшем случае остро дискомфортным.

В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточно, который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо приложить все усилия, чтобы к развитию речи ребенка в семье был единый подход. Необходимо правильно общаться со своим малышом: с одной стороны помогать, с другой – создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью.

Подразумевается, что:

разговаривать с ребенком должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени;

для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация – в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости и пр.;

близкие вместе с логопедом следят за прогрессом в развитии речи и меняют требования в соответствии с новыми возможностями ребенка.

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых       

Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Известно, что не только дети, но и подростки, взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов (полотенец вместо полотенце, пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела и др.); неправильно ставить ударения в словах (поняла вместо поняла, созвонимсявместо созвонимся и др.); путать похожие по звучанию слова (например, генеалогия игинекология, аутизм и атеизм и пр.); употреблять неправильные формы слова (ехайвместо поезжай, ложить вместо класть) и т. д.

Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи – силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность – в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком.

Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:

правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2–4 слов;

повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

Постепенное усложнение речевого общения

Постепенно в ходе спонтанного развития, а также специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка.

Однако следует помнить об осторожности: требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их. Часто в семьях встречаются случаи неадекватно заниженных или завышенных требований. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и немедленно исполняются. Во втором случае к ребенку постоянно пристают с требованиями: «Скажи!», «Повтори!». Нередки ситуации, когда в одной семье присутствуют оба крайних подхода со стороны разных близких (например, папа требует, а бабушка жалеет и опекает).

20 ИДЕИ ПО СОЗДАНИЮ РЕЧЕВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОМА

1. В общении с детьми чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, и т.п.).

2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых.

Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.

3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.

Совершенно не нужно покупать для этого специальные картинки. Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка – чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.

Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка.

4. Помните! Развивается то, что тренируется.

Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта. По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше.

Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.

5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит

6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи».

Нет, это не малыш пишет. Это Вы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ для друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т.к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание.

7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.

8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.

9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.

10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку.

Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант.

11. Сочиняйте сказки.

12. Играйте с малышом в загадки.

13. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.

14. Играйте с ребенком в рифмы.

Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.

15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «красныя платья» вместо «красные платья»), то Вам поможет грамматическая игра.

Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов:

«КрасивОЕ новОЕ – это платье или футболка? Отгадай!».

«КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»

16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка.

17. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».

18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.

19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио).

20. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки. 




01.02.2017                                 Почему дети разные?


Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя, «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых - послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный - вот какие они разные, наши малыши!

Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.

Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.

Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу.

Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.

Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо.

«Уравновешенный ребенок»

Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции - радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.

«Шустрики»

У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам - то в пределах нормы, то ниже ее.

При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть.

Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его.

У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым».

Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша.

«Мямлики»

Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность.

Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов.

Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников.

Впечатлительные дети

Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы.

Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули - он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу - «слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых - помочь такому ребенку войти в детское общество.

Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Рассказывая воспитателям об интересах, привычках своих детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с педагогами, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку.

В наших общих интересах добиться того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждать и не допускать проявления тяжелой адаптации!

 

свернуть