Информация о замещающих семьях

ИМ НУЖНА СЕМЬЯ!!!!!!

Какие существуют формы устройства ребенка в семью?

                Усыновление - открывает наилучшие перспективы для надежного и устойчивого воспитания детей, не имеющих возможности оставаться с собственными родителями. При усыновлении ребенок приобретает семью, заинтересованных именно в нем взрослых, делающих все возможное для его полноценного развития. Усыновление – основанный на судебном решении акт, в силу которого между усыновителями и усыновленными возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.

                 Опека – тоже достаточно распространенная форма. Ее преимущества заключаются в том, что, не имея возможности воспитываться  в семье своих родителей, дети все-таки воспитываются близкими для них людьми. Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по представлению управлений (отделов) образования по месту проживания кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

                 Приемная семья – относительно новая, но очень перспективная форма устройства осиротевших детей, создание и деятельность которой регламентируется «Положением о приемной семье», утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.10.1999 г. №1678 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 17.07.2012г. №659). Согласно этим документам, семья (или одинокий родитель) могут принять на воспитание в свою семью от одного до четырех детей. Один из родителей принимается на работу отделом образования на должность приемного родителя (возможно совмещение должности приемного родителя сдругой работой). Приемному родителю время работы зачисляется в трудовой стаж. Приемная семья не может быть создана, если принимаемый на воспитание ребенок является близким родственником приемных родителей, в этом случае возможны только опека или усыновление.

                  Детский дом семейного типа (ДДСТ) имеет статус государственного учреждения. Его деятельность регламентируется «Примерным положением о детском доме семейного типа». ДДСТ создается решением местных исполнительных и распорядительных органов. Семейная пара или одинокая женщина принимают на воспитание в семью от 5 до 8 детей. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условиях для ДДСТ, выплачивает денежное пособие на содержание приемных детей. Кроме того, один из родителей или оба (по желанию) зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж.

Вопросы и ответы о замещающих семьях

Что такое замещающие семьи?

Замещающие семьи – не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.

 Почему детям нужно воспитываться  в замещающих семьях?

Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нём, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живёт одной жизнью, одними интересами.

 Маленькому ребёнку в первую очередь нужна мать или человек, полностью её заменяющий. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.

 Семья предоставляет ребёнку оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создаёт предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь.

 Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

 Кто может быть замещающими родителями?

Замещающими родителями  (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, в судебном порядке лишенные родительских прав или ограниченных в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка.

 Какие дети передаются на воспитание в замещающие семьи?

                На воспитание под опеку, в приемную семью, детский дом семейного типа передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

  • дети, родители которых умерли;
  • дети, родители которых неизвестны;
  • дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;
  • дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
  • дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

                Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • дали согласие на усыновление ребенка;
  • признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
  • неизвестны.

 Где находятся воспитанники во время отпуска приёмного родителя?

На время отпуска приёмного родителя воспитанники могут находиться в детских оздоровительных летних лагерях, помещаться в приют или другие приёмные семьи.

 На какой срок заключается договор о передаче детей на воспитание, и в каком случае его можно расторгнуть досрочно?

Возможно заключение договора на срок от одного месяца до нескольких лет вплоть до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.

Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приёмных родителей при наличии уважительной причины (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, конфликтных взаимоотношений с воспитанниками и т.д.), или по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для несовершеннолетних.

 

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ВЗЯТЬ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА

Если вы решили стать опекунами или приемными родителями, перед вами встанет очень много вопросов, над которыми необходимо задуматься. "Новый" ребенок, даже собственный, привносит в семью много изменений, радостных и не очень. Приемный же ребенок почти наверняка успел столкнуться с трудностями на раннем этапе жизни. Поэтому необходимо тщательно подготовиться к некоторым проблемам, которые, вполне вероятно, возникнут в период привыкания. Надеемся, что информация, содержащаяся в этом буклете, будет полезна для вашей подготовки к уходу за приемным ребенком. В буклете собраны сведения о некоторых типичных трудностях, которые мог испытать ребенок на раннем этапе жизни, о продолжительных последствиях таких трудностей, а также представлены советы, способные помочь ребенку адаптироваться в вашей семье.

 

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВАМ НУЖНА?

Если вы еще находитесь на стадии выбора определенного ребенка, то необходимо как можно больше узнать о самом ребенке и его прошлом, чтобы понять то, с чем вам предстоит иметь дело. Чем больше информации удастся собрать, тем больше шансов у вас будет начать новую семейную жизнь с позитивного общения, и тем увереннее вы будете чувствовать себя в роли родителей. Конечно, невозможно выяснить все о жизни ребенка, но если вы воспользуетесь доступной информацией, то это поможет предопределить возможные проблемы и подготовиться к их решению.

Обязательно поговорите с воспитателем ребенка и социальным педагогом, а также с директором приюта (детского дома), которые с удовольствием вам помогут. Вам необходимо спросить:

 

  • о родной семье ребенка;
  • о близких людях (братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники и т.д.);
  • общается ли ребенок с кем-либо из родственников;
  • где ребенок жил в прошлом и кто о нем заботился;
  • о медицинских факторах — аллергиях, прививках, стоматологических показаниях, пребываниях в больнице и т.д.;
  • есть ли у ребенка конкретные потребности, опасения, трудности;
  • как ребенок ведет себя в детском доме или приюте;
  • есть ли у ребенка любимые игры, книги, игрушки, иные пристрастия;
  • есть ли у ребенка особенные способности, навыки, таланты, интересы, увлечения;
  • каковы достижения ребенка в настоящем;
  • какая у ребенка любимая (нелюбимая) еда;
  • есть ли у ребенка проблемы со сном, необходимостью ложиться спать или подъемом;
  • как ребенку нравится, чтобы его утешали;
  • что ребенок делает, если он расстроен, сердит или испуган;
  • какими навыками самообслуживания ребенок обладает (умывание, одевание и т.д.);
  • есть ли какие-либо письменные отзывы из детского сада, школы или от психолога, с которыми вы могли бы познакомиться.

 ИСТОРИЯ РЕБЕНКА

Дети, находящиеся в детских домах и приютах, весьма вероятно, испытывали трудности в своих родных семьях и не получали необходимой заботы. Многие дети испытывали насилие со стороны тех взрослых, которые должны были бы о них заботиться. Насилие может означать причинение физического вреда, невнимание к основным потребностям ребенка, неспособность защитить его от опасности, жестокое эмоциональное обращение или отвержение. Оно может также носить сексуальную окраску, т.е. ребенка против его воли заставляли вступать в половые отношения со взрослыми. У детей, испытавших насилие, часто возникают эмоциональные проблемы. Обычным последствием любого типа насилия являются низкая самооценка и неуверенность в себе. Ребенок может чувствовать себя бесполезным и никому не нужным, а это, в свою очередь, станет причиной трудностей в общении с ровесниками и взрослыми, замкнутости, неспособности завести друзей, депрессии и неумения ни выразить собственные чувства, ни понять чувства окружающих. Дети, подвергавшиеся насилию, часто не обладают достаточными навыками самообслуживания и кажутся моложе своего настоящего возраста из-за неумения вести себя и выражать свои чувства. Если у ребенка не сложились теплые отношения ни с одним из родителей или же он подвергался насилию (не получал должного ухода), у него могут возникнуть трудности с доверием к взрослым. Иногда дети реагируют на происшедшее с ними, ведя себя неприемлемым образом. В такой ситуации важно, чтобы усыновитель (опекун) понимал, что ребенок поступает так не из вредности и что поведение — это выражение сильных негативных чувств (гнева, одиночества, грусти), причины которых скрываются в прошлом.

 

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ?

Самое важное — это признать, что ребенок жил и до встречи с вами. Дети, живущие со своими родителями, имеют возможность узнать о своем прошлом от них; у детей, разлученных с семьями, такой возможности может и не быть. Не имея достаточной информации о себе, дети могут испытывать трудности в эмоциональном и социальном развитии. Если взрослые не хотят или не могут обсуждать с ребенком его прошлое, то у ребенка вполне оправданно складывается мнение, что прошлое было плохим. Дети часто винят себя за то, что с ними произошло. Они винят себя за действия взрослых, подвергших их насилию, неполучение заботы, думают, что сами навлекли на себя это.

       Поэтому лучше не высказывать критичных суждений по поводу родной семьи ребенка. Дети, склонные обвинять себя, могут поверить вам и решить, что если их родители были "плохими", то и они сами унаследовали это "плохое". Таким детям необходимо знать объективную причину их разлуки с родной семьей и понимать, что они ни в чем не виноваты.

       Ваш ребенок может захотеть поговорить с вами о своем прошлом, причем как о хорошем, так и о плохом. Разговаривая, ребенок начинает понимать, что случилось, примиряется со своим прошлым и получает возможность наслаждаться своей новой жизнью. Возможность поговорить и быть выслушанным повышает самооценку ребенка. Хотя опекуны (усыновители) часто чувствуют себя неудобно (расстраиваются), когда дети говорят о своем прошлом, или даже пугаются чувств ребенка к его родной семье, процесс общения на эту тему помогает упрочить взаимоотношения между ребенком и приемными родителями (опекунами).

       Возможно, что со временем, когда ваши отношения станут достаточно близкими, ребенок расскажет вам о насилии, которое он испытывал. Ваша реакция на сказанное либо поддержит ребенка, либо заставит его замкнуться в себе.

Важно, чтобы вы:

  • восприняли сказанное серьезно;
  • отреагировали спокойно, не выказывая недовольства или отвращения, так как это может напугать ребенка и усилить его чувство вины. Ваш ребенок может никогда больше не заговорить о насилии, чтобы защитить вас от негативных эмоций;
  • не ругали ребенка за использование нецензурных слов, потому что для него это может быть единственным способом описать случившееся;
  • убедили ребенка в том, что вы верите ему и что он не должен винить себя за происшедшее.

        Похвалите его за рассказ о случившемся.

       Некоторые приюты и детские дома помогают детям подготовить "Книгу по истории жизни". Эта книга может включать в себя информацию о родной семье, фотографии, копии важных документов (свидетельство о рождении, крещении), рисунки, сделанные ребенком во время терапевтических занятий. Она принадлежит ребенку, это его "отчет" о прошлом, и очень важно сохранить ее в целости. Усыновители и опекуны часто понимают важность книги, заполняя ее вместе с ребенком, это дает им возможность включить в нее информацию о новой семье.

 

Всю необходимую информация по созданию приемной семьи можно получить в ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г. Минска»

(г. Минск, ул. Грицевца,4, тел. 299-02-61, 230-43-29)

Мы работаем:

с  8.30 до 20.00

обеденный перерыв:

с 13.00 до 14.00

Если вы решили усыновить ребенка, не спешите - еще раз взвесьте все «за» и «против». Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение.

Что нужно делать?

Шаг 1. По направлению управления (отдела) образования по месту жительства Вам необходимо пройти медицинское обследование и получить в государственной организации здравоохранения медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в усыновители.

Получить по месту работы справки о занимаемой должности и заработной плате за предшествующий усыновлению год.

Получить в жилищно-эксплуатационной службе по месту жительства копию лицевого счета, либо сделать копию с документа, подтверждающего право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.

С паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, и вышеуказаннымидокументами Вы должны обратиться в управление (отдел) образования по месту жительства с письменным заявлением о выдаче акта обследования условий жизни кандидата в усыновителя (усыновителей), (далее - акт обследования).

При обращении супругов необходимо приложить нотариально заверенную копию свидетельства о браке, либо заверенную непосредственно управлением (отделом) образования.

Шаг 2. Управление (отдел) образования обследование условий жизни кандидатов в усыновители, изучает личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить жизненные потребности детей, проводит либо организует психологическое обследование кандидатов в усыновители.

Психологическое обследование кандидатов в усыновители включает в себя собственно обследование, а также обязательные занятия в группе по подготовке к выполнению родительских функций по отношению к усыновляемому ребенку 

Занятия в группе начинаются по мере ее формирования.

По окончании занятий кандидаты в усыновители получают результаты психологического обследования.

Шаг 3.  Вам выдается акт обследования, в котором указывается готовность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, а также в числе иных, следующие сведения:

  • о наличии либо отсутствии судимости у кандидатов в усыновители;
  • о том, лишались ли он родительских прав, были ли ограничены в родительских правах, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • о том, отстранялись ли они от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • о том, не признавались ли ранее дети кандидатов в усыновители нуждающимися в государственной защите.

Данные сведения запрашиваются управлением (отделом) образования самостоятельно.

Шаг 4. Если в выданном Вам акте обследования содержится положительное заключение, можно приступать к подбору ребенка для усыновления.

Вы имеете право, предоставив акт обследования и документы, выданные управление (отделом) образования, обратиться в Национальный центр усыновления, где и будет осуществлен подбор ребенка из республиканского банка данных об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сведения банка данных об усыновлении (удочерении) детей представляются как в электронном виде, так и на бумажных носителях в форме личных карточек детей.

Шаг 5. Если Вы подобрали ребенка, Вам выдается направление для знакомства.

Перед знакомством с ребенком Вы будете проинформированы о ряде правил, которых целесообразно придерживаться.

Ваш первый контакт возможен только в присутствии специалиста по охране детства и опекуна ребенка.

Отказ от усыновления данного ребенка, не является препятствием для получения направление на знакомство с другим ребенком для усыновления.

Шаг 6. Если принято решение об усыновлении именно этого ребенка, Вам необходимо обратиться в суд.

Заявление об усыновлении или удочерении ребенка подается гражданами Республики Беларусь, желающими усыновить ребенка, в районный (городской) суд по месту своего жительства или по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка и рассматривается судом в порядке особого производства, установленном §10 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Шаг 7. При наличии у Вас вступившего в силу решения суда об усыновлении, Вы можете забрать ребенка из учреждения или приемной семьи, где он находится.